В начало
 
  
Главная
  
 Музеи
 История
 Архитектура
  
 Гостиницы
 Рестораны
 Экскурсии
 Транспорт
 Информация
  
 Другие города
Наш
мобильный гид
по Александрову
 

iOS
 

Android

Карты достопримечательностей и гостиниц Александрова, окрестностей Александрова

Наш мобильный гид
iOS

Android

О поездке на выходные (19, 20 ноября 2011 года) в город Александров Владимирской области и знакомстве с его достопримечательностями (АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ).

Часть 5

    Экспозиция «Сокровища трех веков» располагается в подклете трапезной Покровской церкви. Чтобы туда попасть, необходимо подняться из подвалов Покровской церкви, повернуть направо и проследовать прямо до самой отдаленной палаты комплекса Покровской церкви. Ваш путь будет лежать мимо пункта продажи сувениров и книжной продукции. Аналогичные пункты организованы музеем-заповедником в помещении, занимаемом экспозицией «Государев двор в Александровской слободе», и в здании, где располагается касса. Из книг рекомендую приобрести следующие издания:
    - буклет «Александровская слобода», выпущенный в 2009 году владимирским издателем А. Вохминым, текст которого написан сотрудниками музея-заповедника «Александровская слобода»;
    - книгу «Легенды и были Александровской слободы» (стоимостью, по-моему, 300 рублей), изданную в 2008 году музеем-заповедником «Александровская слобода».
    Сразу отмечу, что пункты общественного питания и торговые точки, реализующие какие-либо продукты, на территории «Александровской слободы» отсутствуют.

    И еще один организационный момент, на который мне хотелось бы обратить ваше внимание. В залах музея-заповедника «Александровская слобода» и на его территории можно бесплатно производить фотосъемку.

    На экспозиции «Сокровища трех веков», или «Сокровища земли александровской ХVI–ХVIII веков» представлены подлинные произведения иконописи, предметы декоративно-прикладного искусства (потиры, оклады к иконам и т. д.), шитье, ранние книги (в т. ч. книга «Апостол», изданная в начале ХVI века на Московском печатном дворе, основанном при Иване Грозном).

    Сретенская церковь ХVII века с больничным корпусом ХVIII века была построена для Успенского монастыря. В настоящее время сама церковь принадлежит обители, а больничный корпус занимает музей-заповедник «Александровская слобода».

Сретенская церковь ХVII века     Сретенская церковь представляет собой невысокое здание, увенчанное одной главкой, с пристроенной однопролетной звонницей. Эта церковь интересна тем, что в ее подвале вместе с другими гробницами Больничный корпус Сретенской церкви ХVIII века находилась усыпальница единокровной сестры Петра I Марфы Алексеевны, в иночестве Маргариты (останки не сохранились). Следует отметить, что первоначально инокиня Маргарита была похоронена на монастырском кладбище (оно располагалось за Сретенской церковью, до наших дней не уцелело). Спустя несколько лет останки инокини Маргариты были перенесены в подвал Сретенской церкви, откуда в советские годы таинственно исчезли.

    К Сретенской церкви примыкает больничный корпус.

    Сейчас в бывшем больничном корпусе размещается дополнительная музейная экспозиция «В провинциальной гостиной».
    На этой экспозиции воссоздана обстановка различных гостиных (большой, музыкальной, малой и т. д.) уездного города Александрова концаВ большой гостиной конца ХIХ – начала ХХ веков ХIХ – начала ХХ веков. Следует отметить, что мебель, посуда, одежда, книги и др. предметы, выставленные в зале, Фисгармония в музыкальной гостиной конца ХIХ – начала ХХ вековпринадлежали александровцам (в т. ч. купцам Барановым).
    Так, в большой гостиной, как правило, находились новинки музыкальной техники, к которым можно отнести граммофон. В конце ХIХ – начале ХХ веков любили слушать романсы, арии из опер и т. д.
    В музыкальной гостиной часто стояла фисгармония – домашний мини-орган.
    В малой гостиной мог находиться ломберный стол, предназначавшийся для игр в карты.


Колодезь ХVIII века    Напротив Сретенской церкви с больничным корпусом располагается колодезь ХVIII века. Отсюда брали воду, которая использовалась для повседневных нужд монастыря. Колодезь напоминает часовню. Сооружение представляет собой невысокий широкий восьмерик, покрытый кровлей, увенчанной маленькой главкой. Внутри сооружения был установлен большой чан с подведенной к нему трубой.




Успенская церковь ХVI–ХVII веков     Успенская церковь ХVI–ХVII веков, как и Покровский храм, являлась домовой церковью царской семьи. Первоначально эта церковь представляла собой одноглавое сооружение, стоящее на высоком подклете.
    В ХVII веке Успенская церковь подверглась перестройке. Она стала пятиглавой. К церкви примкнула трапезная. У Успенского храма появилась шатровая колокольня, представляющая собой четырехгранный столп с восьмигранным шатром.

    В настоящее время в комплексе Успенской церкви располагаются:
    - дополнительная экспозиция «В купеческой лавке»;
    - палата для проведения интерактивной программы «Царская квасная» с организованными туристическими группами;
    - различные временные выставки.

    Дополнительная экспозиция «В купеческой лавке» размещается в подклете Успенской церкви. Она посвящена торгово-коммерческой деятельности уездного города Александрова конца ХIХ – начала ХХ веков.
Швейные машинки компании «Зингер» и утюги как составная часть дополнительной экспозиции «В купеческой лавке»     Эта экспозиция представляет собой торговый зал александровского купца «средней руки» с различным товаром, выставленным на продажу.

    Так, заслуживает внимания «бытовая техника» конца ХIХ – начала ХХ веков. К ней относятся швейные машинки компании «Зингер»,Витрина «со сладостями» в составе дополнительной экспозиции «В купеческой лавке» различные утюги, прялки, тульские и московские самовары.

    На экспозиции можно увидеть и витрину с шоколадом, конфетами и др. сладостями, изготовляемыми на фабриках Абрикосова, Тиде, Конради и др.

    И, наконец, интересны представленные на экспозиции знаменитые «барановские ситцы», выпущенные на Троицко-Александровской и Соколовской мануфактурах братьев Барановых. Эти ситцы отличались красотой и высочайшим качеством. Они пользовались огромной популярностью. Продукция мануфактур неоднократно завоевывала награды на российских и международных выставках. «Барановские ситцы» окрашивались в красный (или андрианопольский, пунцовый, кумачовый) цвет. В их орнаментах преобладали цветы, листья, плоды, павлиньи перья и т. д.
    Основоположником династии первых купцов-мануфактурщиков Барановых был выходец из крестьян Тихон Петрович Баранов. Известно, что в 1740-х годах он вел оживленную торговлю холстиной в Александровской слободе.
    «Барановский ситцы»Внук Тихона Петровича Баранова, купец Федор Николаевич Баранов в начале ХIХ века устроил на территории своей усадьбы, располагавшейся на Староконюшенной улице (нынешней улице Военной) в Александрове, небольшую мануфактуру. Там вручную ткались платки и холстины. Этот производственный корпус сохранился до наших дней. В нем размещается экспозиция музея Марины и Анастасии Цветаевых.
    В 1834 году Ф. Н. Баранов построил в черте Александрова, на берегу реки Серой, фабрику для окрашивания пряжи в красный, или андрианопольский цвет. Во второй половине ХIХ века эта фабрика принадлежала одному из внуков Федора Николаевича – Николаю Ивановичу Баранову. В советское время предприятие работало под названием «Хлопчатобумажная ткацкая фабрика имени рабочего Ф. И. Калинина».
    В 1846 году сын Федора Николаевича Баранова Иван Федорович создал в селе Карабаново Александровского уезда Троицко-Александровскую мануфактуру, на которой осуществлялось изготовление ситцев, окрашенных в красный (андрианопольский) цвет. После смерти И. Ф. Баранова в 1848 году эта мануфактура перешла к его жене – Александре Асафовне Барановой. После имущественного раздела 1863 года Троицко-Александровская мануфактура досталась ее младшим сыновьям Асафу Ивановичу и Александру Ивановичу Барановым. С этого времени начинается интенсивное развитие Троицко-Александровской мануфактуры. В 1874 году братьями Барановыми было учреждено предприятие под названием «Товарищество на паях мануфактур Барановых». В советское время предприятие стало «Хлопчатобумажным комбинатом имени III Интернационала».
    В этом же, 1874 году, году Асаф Иванович Баранов начал строительство красильно-набивного заведения в селе Струнино Александровского уезда. Уже в 1875 году Соколовская мануфактура стала выпускать первую продукцию. Новая фабрика занималась, главным образом, окрашиванием тканей. В 1878 году было образовано акционерное общество «Товарищество Соколовской мануфактуры Асафа Баранова». В советское время предприятие осуществляло деятельность под названием «Струнинский хлопчатобумажный комбинат «Октябрь».

Стены с угловой башней    Стены с угловыми башнями конца ХVII – начала ХVIII веков были возведены на месте старых мощных крепостных стен.

Надвратная церковь Федора Стратилата ХVII века




    Надвратная церковь Федора Стратилата ХVII века была возведена над западными Святыми воротами. Эта церковь состоит из трех четвериков, каждый из которых увенчан небольшой главкой. Надвратная церковь Федора Стратилата нарядно украшена колонками и др. декоративными элементами. Сейчас она относится к Свято-Успенскому женскому монастырю.


Келейный корпус ХVII–ХIХ веков     Келейный корпус ХVII–ХIХ веков разделяет монастырский и хозяйственный дворы. Он представляет собой Г-образное в плане здание протяженностью около 300 м. Первоначально келейный корпус был одноэтажным. Второй этаж надстроили в ХIХ веке.Настоятельский корпус ХIХ века
    Заслуживает внимания внешний декор нижнего яруса келейного корпуса. Этот ярус украшен фигурными оконными наличниками и др. декоративными элементами.



    Настоятельский корпус ХIХ века – двухэтажное здание с каменным низом и деревянным вторым этажом.


Постройка конца ХIХ – начала ХХ веков, в которой размещается дополнительная музейная экспозиция «В крестьянской избе»     Последним объектом, с которым я познакомилась, находясь на территории музея-заповедника «Александровская слобода», стала постройка конца ХIХ – начала ХХ веков, расположенная рядом с настоятельским корпусом и Покровской церковью. В ней размещается дополнительная муМакет печи в крестьянской избезейная экспозиция «В крестьянской избе».

    На этой экспозиции воссоздана обстановка крестьянской избы конца ХIХ – начала ХХ веков.
    Основное место в избе принадлежало русской печи. Как вы думаете, чем русская печь отличалась от любой другой печи? Наличием спального места (лежанки). Здесь мы можем видеть макет русской печи. Рядом с печью располагался рукомойник. В углу стояла деревянная маслобойка. На стене рядом с печью делали «полицу» (т. е. полку), предназначавшуюся для посуды.
«Красный угол» крестьянской избы    Вдоль стен в крестьянской избе устраивались лавки.
    В каждом доме обязательно находилась «божница» с иконами, украшенная вышитыми полотенцами. «Божница» занимала самое почетное место в доме – «красный угол» (расположенный по диагонали от печи).
    В долгие зимние вечера крестьянки пряли лен, а их мужья плели лапти. Плетение лаптей считалось самой легкой мужской работой. Если человек с этой работой не справлялся, о нем говорили «лыка не вяжет» (подразумевая, что он плохой работник). Таково происхождение этой всем известной пословицы.


    Познакомившись с Александровским кремлем и постройками Успенского женского монастыря, я уделила внимание Преображенской церкви ХVIII века, которая расположена у стен кремля (г. Александров, у. Садово-Огородная, д. 2а).
    Преображенская церковь была построена в стиле нарышкинского барокко (особенности этого стиля – многоярусность постройки, нарядность декора и т. д.).
    Основной объем храма представляет собой восьмерик на четверике, увенчанный куполом с главкой. Окна Преображенской церкви украшены резными наличниками.
    К Преображенской церкви пристроена трапезная с приделом. Декор трапезной по красоте уступает декору основного объема церкви.
    В настоящее время Преображенская церковь не действует.

Далее - Часть 6