Александров. Железнодорожный вокзал (станция «Александров» Московско-Ярославской железной дороги) Строительство комплекса железнодорожной станции началось в 1870 году. Уже спустя три года здесь открылось движение поездов, а в 1896 году, после того, как от Александрова была протянута ветка в Кольчугино, станция стала узловой. Новый кирпичный вокзал взамен старого деревянного был построен в 1903 году. По-видимому, тогда же были выстроены и остальные здания станционного комплекса – часовня Серафима Саровского, деревянные и кирпичные складские здания, багажное отделение, здание дистанции сигнальной связи и поселок железнодорожников. Кирпичное здание вокзала выстроено в стиле эклектики с преобладанием классицистических форм, симметрично. В плане здание прямоугольное, длинное, боковые части одноэтажные, середина – двухэтажная. Центральный объем и боковые части украшены небольшими треугольными фронтонами, стены оживляет рустовка. Фланговые и центральный объемы соединены более низкими павильонами, в которых размещались ресторан, телеграфное отделение, кабинет начальника станции. Сейчас планировка существенно изменена. Исчезло и первоначальное убранство интерьеров. Линию вокзального здания продолжают приземистое багажное отделение – простое прямоугольное строение с двускатной кровлей, - и два здания служб, по предположениям исследователей, занятых изначально амбулаторией и путевой казармой. Эти здания выполнены в стиле модерн, однако без особо выдающихся черт. Далее стоит интересная постройка – водоемное здание, главная вертикальная доминанта всего комплекса. Эта восьмигранная башня, выполненная в стиле эклектики, превосходно сохранилась. Не следует путать ее с водоподъемным зданием – это кирпичное сооружение в стиле эклектики с мощным, тяжелым декором фасадов, сейчас находится в руинированном состоянии. Еще одна вокзальная постройка в стиле модерн – дистанция сигнальной связи, построенная на рубеже XIX-XX веков и надстроенная до третьего этажа в 1920-х годах. Самое крупное сооружение Александровской станции – локомотивное депо веерного типа. Огромное кирпичное здание локомотивного парка, полукруглой формы, расположено за путями, в стороне от остальных вокзальных построек. Внутри дуги, образованной зданием парка, «веером» расходятся пути, ведущие к 18-ти стойлам для локомотивов. Чуть в стороне от путей, рядом с главным зданием вокзала, стоит часовня Серафима Саровского. Железнодорожная станция «Александров» - это и сейчас действующий и полностью сохранивший свои функции комплекс, заслуживающий внимания не только как станция, но и как выдающийся памятник гражданской архитектуры, о чем в вокзальной суете вспомнить не так-то просто.
Адрес: г.Александров, пл. Комсомольская (Вокзальная ул., д. 1) |