В начало
 
  
Главная
  
 Музеи
 История
 Архитектура
  
 Гостиницы
 Рестораны
 Экскурсии
 Транспорт
 Информация
  
 Другие города
Наш
мобильный гид
по Александрову
 

iOS
 

Android

Карты достопримечательностей и гостиниц Александрова, окрестностей Александрова

Наш мобильный гид
iOS

Android

О поездке на выходные (19, 20 ноября 2011 года) в город Александров Владимирской области и знакомстве с его достопримечательностями (АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ).

Часть 4

Фрагмент экспозиции «Государев двор в Александровской слободе»    Экспозиция «Государев двор в Александровской слободе» размещается в большой палате трапезной Покровской церкви. Туда можно попасть, воспользовавшись расположенной в крытой галерее лестницей, пристроенной к шатровой колокольне церкви.
    Эта экспозиция знакомит с Александровской слободой времен царя Ивана Грозного.

    Что такое Государев двор? С одной стороны, это великокняжеская (или царская) резиденция, соединяющая в себе функции жилища великих князей (царей) и официальной государственной резиденции. С другой стороны, под Государевым двором подразумевались люди, находившиеся на службе у великого князя (царя): князья и бояре, казначеи и печатники, постельничие, ловчие, сокольничие и т. д.

    Прежде чем перейти к описанию экспозиции «Государев двор в Александровской слободе» в нескольких словах охарактеризую деятельность Ивана Грозного и затрону причину его приезда в Александровскую слободу.
    Иван Грозный венчался на царство в 17-летней возрасте, в 1547 году. Он стал первым русским царем. Это был один из самых образованных людей своего времени. Иван Грозный обладал великолепной памятью, отличался эрудицией. Он был талантливым военачальником. Вместе с тем, Грозный проявил себя как властный и жестокий правитель средневековья.
    Царь Иван Васильевич Грозный осуществил ряд важных преобразований. Так, он создал первое регулярное войско – стрелецкое войско. В 1550 году был принят новый Судебник – свод законов русского государства, предусматривающий централизованную систему управления страной. В период царствования Ивана Грозного образовалась приказная система управления государством, просуществовавшая до петровских времен. В нее входили посольский, разрядный, стрелецкий, разбойный, челобитный и др. приказы (прообразы министерств). При Иване Грозном было положено начало книгопечатанию и создана государственная система общеобразовательных школ.
    Основными задачами внешней политики государства во времена Ивана Грозного являлись: борьба за выход к Балтийскому морю (Ливонская война), борьба с рабовладельческими Казанским и Астраханским ханствами, освоение Сибири, отражение набегов крымских татар.
    Некоторые действия царя вызывали недовольство бояр. Иван Грозный, в свою очередь, стал многих бояр считать изменниками. В декабре 1564 года Грозный со своим окружением неожиданно для всех уехал в Александровскую слободу (которая с этого времени на 17 лет стала центром русского государства). Отсюда он заявил, что не желает быть царем из-за предательства бояр, поддерживаемых духовенством. Одновременно Иван Васильевич в письменной форме сообщил народу, что тот ни в чем не виноват. Это обращение царя привело к волнениям среди народа. Люди стали угрожать боярам расправой. В этой ситуации боярам пришлось обратиться к царю с верноподданническим ходатайством. Царь согласился управлять страной в случае предоставления ему неограниченной власти и установления опричнины (опричнина просуществовала с 1565 по 1572 годы). Бояре были вынуждены принять условия царя.


Бюст Ивана Грозного и личная печать царя с двуглавым орлом    В одной из музейных витрин (находящейся справа от входа на экспозицию) располагается бюст Ивана Грозного. Это скульптура-реконструкция, изготовленная в 1964 году известным антропологом-скульптором М. М. Герасимовым. Герасимов восстановил облик царя Ивана Васильевича Грозного по останкам черепа из гробницы Архангельского собора московского кремля. Так Иван Грозный выглядел в 53-летнем возрасте, незадолго до своей смерти. За бюстом Ивана Грозного (слева) находится личная печать царя с двуглавым орлом.



Поддон медного подсвечника ХVII века с изображением опричника Власяница    В следующей витрине заслуживает внимания поддон медного подсвечника ХVII века. Этот предмет напоминает об Александровской слободе в роли столицы опричнины. На поддоне изображен на коне особый воин – опричник со знаками отличия. Такими знаками служили собачья голова и метла, прикрепленные к седлу. Считалось, что опричники «грызут» и «метут» измену.

    В этой же витрине представлена власяница – монашеская одежда. Это реконструкция ХVI века. В Александровской слободе жили по законам монастыря. Царь даже называл себя игуменом, а 300 опричников – братией.

Царская посуда ХVI века     Следующая витрина знакомит с царской посудой ХVI века. Она представлена братиной, или заздравной чашей (сосудом для питья в виде горшка), перечницей (по преданию, принадлежавшей сыну Ивана Грозного – царевичу Федору), чарой, ковшом.
Копия трона Ивана Грозного
    Над посудой вывешена гравюра с изображением Александровской слободы ХVI века – столицы опричнины.

    В Александровской слободе Иван Грозный принимал послов из Дании, Речи Посполитой, Англии, Швеции. В оконных проемах на экспозиции «Государев двор в Александровской слободе» можно увидеть изображения столиц этих государств: Копенгагена, Кракова (Риги), Лондона.

    В этой же палате находится копия деревянного резного трона Ивана Грозного.

Башенные часы ХVII века    Особого внимания заслуживают размещенные рядом с царским троном башенные часы ХVII века. Некогда часы располагались на Распятской церкви-колокольне. Часы имели старорусский (византийский) счет времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течение года менялась (например, в июне было 17 дневных и 7 ночных часов). Следует отметить, что стрелка часов в виде луча солнца, закреплялась вверху циферблата и была неподвижной. Вращался сам циферблат с церковно-славянскими буквами, обозначавшими цифры.


 


Белокаменный резной портал Покровской церкви     Большая палата трапезной, в которой размещается экспозиция «Государев двор в Александровской слободе», переходит в Покровскую церковь. В ней развернута экспозиция «ПокровскФрески в шатре Покровской церквиая церковь – домовой храм Государевых палат».
    Гордостью экспозиции является белокаменный резной портал, изготовленный итальянскими мастерами в начале ХVI века.

    Отличительная особенность внутреннего убранства Покровской церкви – наличие сюжетных фресок в шатре (фрески – роспись по сырой штукатурке). Фрески шатра Покровской церкви относятся к 1570-м годам. Они содержат изображения русских князей и мучеников, а также ветхозаветных царей и праведников.

    Под шатром Покровской церкви царь Иван Васильевич Грозный много молился, а возможно и размышлял о судьбе России.

    Вход на экспозиции музея-заповедника «Царские палаты ХVI века», «Средневековые подвалы», «Сокровища трех веков», также находящиеся в комплексе Покровской церкви, осуществляется с улицы. Туда можно попасть, воспользовавшись дверью, расположенной под другой лестницей-галереей, пристроенной непосредственно к Покровской церкви.

    Экспозиция «Царские палаты ХVI века» размещается в подклете Покровкой церкви (напротив входа в здание) и условно делится на несколько частей:
    - «Столовая палата ХVI века»;
    - «Сенник постельный»;
    - «Царь Иван Грозный в живописи».

    Экспозиция «Столовая палата ХVI века» включает:

    1. палату, в которой можно получить представление о пирах, имевших место в Александровской слободе в ХVI веке.
    Здесь представлена гравюра с изображением пира, проходившего в большой палате (или в Тронном зале) несохранившегося царского дворца.
    Кроме того, в этой палате выставлена посуда ХVI–ХVII веков. Особого внимания заслуживают кубки «сова» и «виноградный».
Кубки «сова» и «виноградный»    Кубок «сова» был изготовлен в конце ХVI – начале ХVII веков западноевропейским мастером. Откидная крышка кубка выполнена из серебра в форме совиной головы. Роль чаши-туловища играет орех-кокос, искусно гравированный «перышками». Ножкой кубка служат серебряные когтистые лапы совы. Сова имеет собранные из серебряных пластинок крылья и хвост, двигающиеся на шарнирах. Известно, что таким кубком пользовался царь Федор Иванович, сын Ивана Грозного.
    Позолоченный кубок «виноградный» относится к ХVII веку. Он был изготовлен из серебра польским мастером. Чаша этого кубка выполнена в виде грозди винограда. Ножка кубка представляет собой виноградную лозу с отростками. Если внимательно присмотреться к ней, то можно увидеть фигурку дровосека, взбирающегося вверх по лозе.

    2. помещение с воссозданным интерьером столовой палаты ХVI века, предназначенной для «малых» царских приемов.
    Столовая палата представляет собой темное сводчатое помещение со стенами, обтянутыми материей красного цвета. Вдоль стен располагаются лавки, покрытые полавочниками, изготовленными из красной ткани. На полу лежат красные ковры. В переднем углу, под образами, стоит стол, предназначенный для царя (он сидел на троне отдельно от гостей). К этому столу «буквой Т» приставлен еще один стол, за которым сидели гости. Оба стола покрыты скатертями красного цвета. В средневековой России этот цвет был самым распространенным. Он ассоциировался с праздником.
    На столах находится оловянная посуда: блюда, уксусница, перечница, солоница. Интересно то, что солоница во время царского пира в ХVI веке стояла только перед царем. Пищу при приготовлении не солили. Соль получали от царя только избранные гости. Передача гостю солоницы свидетельствовала о расположении царя к этому гостю. Тот, кто не получал соль, уходил «не солоно хлебавши». Вот откуда берет начало всем известная пословица.
    К столу подавали более 60 наименований блюд. Каждое кушанье отведывалось трижды: поваром, дворецким, крайчим (охранителем стола), чтобы исключить попадание в пищу яда. Сначала подавались печеные и холодные закуски, затем жареные продукты, потом похлебки и уха. Ели ложками. Их гости приносили с собой. Конечно, гостей угощали и хмельными напитками.
    Каждый гость занимал за столом определенное место в зависимости от знатности рода. Чем древнее род, тем ближе к царю сидел его представитель. Следует отметить, что царица на пирах не присутствовала.
    Во время трапезы звучала духовная музыка. И сейчас туристы, посещающие эту экспозицию с экскурсией, имеют возможность в записи услышать церковные песнопения, написанные самим Иваном Грозным (ранее я уже сообщала о том, что царь участвовал в «сочинительстве» музыки).
    В заключение знакомства с экспозицией «Столовая палата ХVI века» следует обратить внимание на окна. Они представляют собой кусочки слюды в виде геометрических фигур, вставленные в кованые прутья.

    Экспозиция «Сенник постельный» воссоздает интерьер палаты ХVI века, предназначенной для проведения первой брачной ночи обвенчавшихся царя и царицы.
    Напомню, что в Александровской слободе происходило два венчания Ивана Грозного. В 1571 году царь обвенчался здесь со своей третьей избранницей Марфой Собакиной, а в 1575 году – с Анной Васильчиковой, ставшей пятой женой Ивана Грозного.
Сенник постельный    Сенник постельный обустраивался в духе христианства. Вместе с тем, использовались и языческие символы.
    На стенах помещения размещали иконы, а над дверями и над окнами вывешивали кресты. В каждый угол втыкивали по стреле. На стрелу вешали по соболю и по калачу.
    Центральное место в сеннике занимает резная кровать под балдахином. Постель собиралась на 27 ржаных снопах (языческий символ плодородия царицы). На снопы стелили ковер. На ковер клали перины, которые застилали атласной простынею. В головах размещали взголовье и две подушки. В ногах клали меховое одеяло и ковер.
    Около постели ставили кадь с пшеном (языческий символ изобилия, желаемого царской чете). В кадку вставляли две толстые свечи с обручами. Они должны были всю ночь гореть и оберегать молодоженов от порчи. Утром свечи соединяли друг с другом и уносили в церковь.

    Экспозиция «Царь Иван Грозный в живописи» располагается в подклете палаты начала ХVI века, где некогда размещалось казнохранилище.
    Эта экспозиция знакомит с изображениями Ивана Грозного, написанными художниками ХVIII и ХХ–ХХI веков.
    Представляет интерес портрет работы неизвестного художника ХVIII века «Иван Грозный». На этом портрете Грозный запечатлен как строгий, исполненный чувства собственного достоинства самодержавец. Работы Ю. Пекуровского «Царь», «Царская невеста»
    Здесь же можно увидеть:
    - копию с картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (более известной под названием «Иван Грозный убивает своего сына), выполненную В. Жученковым;
    - картину Н. Вилкова «Крылья холопа» с изображением «полета» Никиты-холопа, за которым внимательно наблюдает Иван Грозный и его окружение.
    Мое внимание также привлекли две работы современного художника Ю. Пекуровского «Царь», «Царская невеста».

    Экспозиция «Средневековые подвалы» размещается в двух подвалах Покровской церкви. Туда ведет лестница, находящаяся с правой стороны от «столовой палаты».
    Первый белокаменный подвал ХVI века обустроен как погреб. Благодаря низкой температуре, круглый год преобладавшей в подвале, во времена Ивана Грозного в нем хранили продовольствие. Здесь стояли бочонки с пивом, медом и квасом, а также бочки с квашеной капустой, солеными огурцами и т. д.
    В следующем средневековом подвале воссоздана обстановка мрачного застенка, где происходили пытки и казни. Должна сказать, что на самом деле под Покровской церковью застенков не было (со слов экскурсовода, они находились под Успенской церковью). Здесь мы можем видеть восковые фигуры опричника-палача (Малюты Скуратова) и жертвы – человека, закованного в колодки. Тут же демонстрируются орудия пыток.

Далее - Часть 5