О поездке на выходные (19, 20 ноября 2011 года) в город Александров Владимирской области и знакомстве с его достопримечательностями (АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ).Часть 3 После экскурсии я осталась здесь с тем, чтобы детальнее познакомиться с объектами, находящимися на территории кремля (их я уже перечислила), и экспозициями музея-заповедника.
Распятская церковь-колокольня ХVI века представляет собой высокую трехъярусную башню из камня с галереей звона. Она украшена тремя рядами кокошников (декоративных закомар). Эта церковь-колокольня имеет шатровое завершение. Башню окружают две галереи: открытая и закрытая. Открытая (или нижняя) галерея охватывает второй ярус колокольни. Закрытая (или верхняя) галерея устроена внутри третьего яруса строения, украшенного кокошниками (в кокошниках с целью освещения галереи проделаны маленькие оконца). С этой колокольней связана легенда о холопе Никите, который мечтал взлететь на крыльях в небеса. Он сделал деревянные крылья и, воспользовавшись ими, спрыгнул с Распятской церкви-колокольни. Холопу Никите удалось благополучно приземлиться. Однако царь Иван Грозный приказал казнить холопа Никиту «за бесовскую выдумку». С юга к Распятской церкви-колокольне примыкает небольшая пристройка – Марфины палаты ХVII века. Это здание было возведено по приказу Петра I после подавления стрелецкого мятежа. Именно в нем содержалась насильственно постриженная в монахини под именем Маргариты единокровная сестра Петра I – Марфа Алексеевна. Инокиня Маргарита провела в Успенском женском монастыре почти 10 лет. Здесь она и скончалась в 1707 году.
Сейчас в этих постройках располагаются музейные экспозиции: «Александровская слобода. Легенды и были», «Александровская слобода ХVII–ХVIII веков. Успенская обитель».
Экспозиция «Александровская слобода. Легенды и были» посвящена таинственным событиям из жизни александровского кремля: первому полету человека (холопа Никиты) на деревянных крыльях, судьбе библиотеки Ивана Грозного, коллизиях семейной жизни царя, загадке его смерти и др.
Бабка Ивана Грозного по отцовской линии Софья Палеолог (племянница последнего византийского императора) привезла с собой на Русь множество книг. Они достались в наследство Ивану Грозному. Легенды гласят, что эта богатейшая библиотека хранилась в Александровской слободе и исчезла при невыясненных обстоятельствах. Существуют предположения, что библиотека сохранилась в целости, замурованная в подземельях Александровской слободы.
У Ивана Грозного было семь жен. При этом лишь четыре первых брака царя были разрешены церковью. Перечислю жен Ивана Грозного: 1. Анастасия Романовна Захарьина (первый брак царя длился 13 лет, до смерти царицы Анастасии, дети от этого брака – Иван, Федор); 2. черкешенка Мария (до крещения Кученей) Темрюковна Идарова (брак длился 8 лет, до смерти царицы, последовавшей в 1569 году в Александровской слободе); 3. Марфа Васильевна Собакина (так называемая «царская невеста»). Расскажу о ней чуть подробнее. Именно Марфу Васильевну Собакину царь выбрал в жены на смотринах, происходивших в Александровской слободе в 1571 году. Вскоре состоялась помолвка Ивана Грозного с Марфой Собакиной. После этого девушка внезапно тяжело заболела. Бракосочетание Ивана Грозного и больной Марфы Собакиной состоялось в Александровской слободе 28 октября 1571 года (венчание происходило в Троицком соборе). Через две недели после вступления в брак Марфа Васильевна скончалась. 4. Анна Алексеевна Колтовская (семейный стаж – около 3 лет, сослана в монастырь); 5. Анна Григорьевна Васильчикова (брак продлился около года, Анна была сослана в монастырь; следует отметить, что бракосочетание Ивана Грозного и Анны Васильчиковой состоялось в Александровской слободе в 1575 году, венчание происходило в Троицком соборе); 6. Василиса Мелентьева, незнатная вдова, царь взял ее в жены без брачного обряда (союз продлился около года, Василиса Мелентьева была сослана в монастырь из-за неправильного взгляда на князя Ивана Девтелева). Судьба Василисы Мелентьевой послужила сюжетом для драмы А. Н. Островского «Василиса Мелентьева». Эта женщина изображена на картине Г. С. Седова «Иван Грозный любуется Василисой Мелентьевой». Копия этой картины, написанная неизвестным художником, представлена на данной экспозиции (посвященной легендам и былям Александровской слободы). 7. Мария Нагая (брак длился около четырех лет, до смерти Ивана Грозного; от этого брака у царя был сын – царевич Дмитрий, который через несколько лет погибнет в Угличе). Следует отметить, что в литературе часто упоминается восемь браков Ивана Грозного. Считается, что в 1573 году царь вступил в брак с Марией Долгорукой. Ее семейный стаж исчисляется одним днем. По преданию, по приказу Ивана Грозного Марию Долгорукую утопили в ледяной проруби, обустроенной на реке Серой (в Александровской слободе) за то, что она вступила в брак с царем «в грехе блуда». Как утверждают работники музея-заповедника «Александровская слобода», этот брак является вымыслом.
Царь Иван Васильевич Грозный скоропостижно скончался 18 марта 1584 года. Он сел играть в шахматы. Внезапно царь упал навзничь и через некоторое время умер. Грозному было 53 года. Известно, что после гибели царевича Ивана Грозный часто болел. В начале 1584 года тело царя распухло и стало издавать зловоние. По свидетельствам современников, в конце жизни Грозный выглядел дряхлым стариком. Перед смертью царь Иван Васильевич Грозный принял великую схиму (высшую степень монашества) с именем Иона.
Экспозиция «Александровская слобода ХVII–ХVIII веков. Успенская обитель» посвящена истории Государева двора (Успенской обители) и Александровской слободы в указанный период времени.
В начале ХVII века, когда Россия подвергалась нападению поляков и литовцев, многие постройки Государева двора были разрушены, а находившиеся в них ценности разграблены. В 1650-х годах на этом историческом месте появился Успенский женский монастырь, включивший в себя постройки царской резиденции (позднее на территории монастыря были возведены и другие строения). Обитель была основана преподобным Лукианом с разрешения царя Алексея Михайловича Романова. После смерти преподобного Лукиана обустройство Успенского женского монастыря и управление им осуществлял преподобный Корнилий (его мощи покоятся в южном приделе Троицкого собора обители). В 1923 году Успенский женский монастырь был закрыт. Монастырская жизнь возобновлена в 1991 году. На экспозиции, посвященной Успенской обители, представлены соответствующие документы, карта, вклады царственных особ, церковные предметы (например, колокол), иконы. Заслуживает внимания икона «Второе пришествие Иисуса Христа», относящаяся к ХVII веку. Эта икона была написана не по каноническим законам для царевны Марфы Алексеевны, единокровной сестры Петра I (ставшей инокиней Маргаритой и заточенной в Успенский монастырь).
Один из залов посвящен инокине Маргарите.
В этом зале можно увидеть копию письма инокини Маргариты к сестре Наталье Алексеевне. В нем она жалуется на плохие условия проживания (холод и т. д.). Следует отметить, что инокиня Маргарита жила в привилегированных условиях. Она имела прислугу. У нее были предметы роскоши: кресло, зеркало и др. Заслуживает внимания ларь инокини Маргариты конца ХVII – начала ХVIII веков.
Интересно то, что годовое содержание инокини Маргариты обходилось в 2643 руб., в то время как затраты на содержание 120 монахинь составляли всего лишь 181 руб. в год (информация получена от экскурсовода). На экспозиции, посвященной истории Александровской слободы ХVII–ХVIII веков, можно получить представление о местном конном заводе, считавшимся одним из лучших в России. Во время пребывания в Александровской слободе конному двору много времени уделяла Елизавета Петровна. Став императрицей, она подарила Алексею Григорьевичу Разумовскому лошадей из александровского и тайнинского конных заводов. В Слободе в ХVII–ХVIII веках было хорошо развито кузнечное ремесло. Из-под молота кузнеца выходили различные изделия. Некоторые из них представлены на этой экспозиции (в т. ч. ограда). В зале, знакомящем с александровским конным заводом и кузнечным ремеслом, сохранились великолепная изразцовая печь ХVII–ХVIII веков (печь, облицованная керамическими плитками) и «апсидная» настенная роспись (роспись под мрамор) конца ХVII – начала ХVIII веков.
Экспозиция следующего зала повествует о пребывании в Александровской слободе Петра I. Здесь можно видеть его изображение. Как уже было сказано, Петр I в 1689 году проводил в этой местности военные учения со своими «потешными» полками. После подавления стрелецкого бунта Петр I расформировал стрелецкие войска, а «потешные» полки преобразовал в гвардейские Преображенский и Семеновский (эти полки впоследствии прославили Россию).
Троицкий собор 1513 года относится к первым постройкам резиденции великого князя московского Василия III. Этот собор возведен из белого камня и кирпича и отличается большими размерами. Он одноглавый. Фасады Троицкого собора завершены полукруглыми закомарами. Троицкий собор имеет три апсиды, два придела (южный и северный). Здание собора окружено крытой галереей с папертью (площадкой перед входными дверями храма, на которую ведет лестница) и крыльцом. Напомню, именно здесь происходило венчание Ивана Грозного с Марфой Собакиной, а позднее – с Анной Васильчиковой. Сейчас этот собор относится к Свято-Успенскому женскому монастырю. В нем проводятся богослужения. Обращаю ваше внимание, что посещение этого собора в составе экскурсионной группы не предусмотрено.
Внутри собора следует обратить внимание на два резных портала (входа в собор): западный и южный. Они украшены медными створчатыми вратами – трофеями Ивана Грозного, привезенными из Твери и Новгорода. Здесь уместно сказать, что из Александровской слободы царь с опричным войском совершил походы на Новгород, Тверь, Клин, Торжок. Результатом этих походов стал разгром упомянутых городов. По традициям средневековья, из храмов побежденных городов вывозились врата. Так в Александровской слободе появились врата из тверского и новгородского храмов.
Западный портал, главный вход в Троицкий собор, украшают Тверские врата середины ХIV века. Эти врата разделены на части досками-поперечинами и обложены медными пластинами, прибитыми декоративными гвоздями. На одной из пластин содержится резное изображение ветхозаветной Троицы.
В южном портале, справа от алтаря, установлены Новгородские, или Васильевские врата 1336 года, изготовленные новгородскими мастерами по заказу архиепископа Василия. Деревянные створы ворот покрывают 28 медных пластин. Эти пластины расписаны в технике «огневого золочения» (с использованием амальгамы золота при высоких температурах). Тематика росписи – сюжеты из евангелия и легенды, не вошедшие в канон. Следует отметить, что именно через Новгородские (Васильевские) врата проходила на богослужения царская семья. Рядом с Новгородскими (Троицкими) вратами, в южном приделе Троицкого собора, покоятся мощи преподобного Корнилия Александровского, строителя и духовного наставника Успенской обители.
В подклете Троицкого собора, под алтарем, размещаются несколько гробниц. Предполагается, что среди этих захоронений есть захоронения двух малолетних детей Ивана Грозного от второго брака (с Марией Темрюковной). Покровская церковь ХVI–ХVII веков. Этот храм был построен из белого камня и кирпича и являлся домовой церковью Ивана Грозного. Покровская церковь представляет собой трехъярусное сооружение с восьмигранным шатром. Первоначально эта церковь состояла из собственно храмовой части (с ризницей и небольшой трапезной) и подклета. Подклет храма включал в себя палаты, под которыми размещались подвалы (для хранения ценностей и т. д.). К Покровской церкви вплотную примыкали двухэтажные каменные царские палаты (не сохранились). В нижнем ярусе находились малые палаты. В верхнем ярусе располагалась большая палата. Она предназначалась для официальных приемов и больших праздников (например, в ней проходили царские свадебные пиры). В этой палате стоял трон Ивана Грозного. Под царскими палатами находились глубокие подвалы. В ХVII веке Покровская церковь была перестроена. Так, к ней примкнула объемная трапезная, стоящая на подклете, с шатровой колокольней (занявшая место царских палат).
Сейчас в Покровской церкви, ее подклете и подвалах, а также в трапезной и ее подклете располагаются музейные экспозиции: - «Государев двор в Александровской слободе» (в трапезной Покровской церкви); - «Покровская церковь – домовой храм Государевых палат» (в Покровской церкви); - «Царские палаты ХVI века» (в подклете Покровской церкви); - «Средневековые подвалы» (в подвалах Покровской церкви»); - «Сокровища трех веков» (в подклете трапезной Покровской церкви). Далее - Часть 4 |