О поездке на выходные (19, 20 ноября 2011 года) в город Александров Владимирской области и знакомстве с его достопримечательностями (АВТОРСКИЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ).Часть 9 Художник Виктор Тоот родился в Венгрии в 1893 году. Во время Первой мировой войны он был призван в австро-венгерскую армию. В 1916 году Тоот попал в плен в Россию и навсегда связал с ней свою судьбу. После революции 1917 года Виктор Тоот поступил в московское заведение – Высшие художественно-технические мастерские (или ВХУТЕМАС). В 1921 году он женился на В. С. Кизевальтер (сестре первой жены Й. Лендела). К концу 1930-х годов Тоот был главным художником-оформителем Москвы. В 1938 году его арестовали. Вернувшись в 1946 году из исправительно-трудовых лагерей, художник поселился в Александрове по адресу: ул. 3-я Ликоушинская, д. 26 (позднее в комнате этого дома вместе с ним какое-то время будет проживать Лендел). Вскоре Виктор Тоот переехал в Новгородскую область. Там он работал главным художником фарфорового завода. Николай Капитонович Блохин – профессор химии, был репрессирован в молодости, во время обучения на химическом факультете МГУ. Отбыв срок заключения, он поселился в Александрове. Этот человек был страстным поклонником театрального искусства. Из Александрова он тайком ездил в Москву в театры. Валентина Григорьевна Павленко-Иевлева (1928 года рождения) – талантливая актриса (играла эпизодические роли в различных фильмах, в т. ч. в фильмах «Отец Сергий», «Тегеран-43»), писательница (автор книги «Непричесанная жизнь»). Когда началась Великая Отечественная война, в Архангельск, где Валентина тогда проживала, пошли морские северные конвои союзников. В городе появился интерклуб. Там девушка познакомилась с американским моряком Уорреном Баусли, стала с ним встречаться (от него она родила девочку). В 1947 году Валентину Иевлеву приговорили к лишению свободы сроком на шесть лет «за шпионаж». После освобождения она выбрала для постоянного места жительства город Струнино Александровского района. Валентина Григорьевна несколько раз выходила замуж. Она многодетная мать. Экспозиция «Александров – столица 101 километра», наряду с отбывшими наказание вынужденными переселенцами, также знакомит с замечательным местным жителем – доктором Сергеем Никитичем Маслениковым. Он тоже подвергался аресту за то, что, не получив официального признания метода своего лечения онкологических больных, спасал людей от этой смертельной болезни и “имел «левые» доходы”. Правда, С. Н. Маслеников вскоре был освобожден, а позднее получил авторское свидетельство на свое изобретение. Сергей Никитич Масленников родился в 1887 году в семье небогатого александровского купца Н. К. Масленикова. В 1908 году он окончил медицинский факультет московского университета. После этого Сергей Никитич работал земским врачом в Александрове. В 1910 году он женился на Марии Михайловне Соколовой. Супруги имели двух дочерей. Во время Первой мировой войны и в послереволюционные годы Маслеников был военным врачом, много ездил по стране. В 1935 году он вернулся в Александров и продолжил врачебную деятельность. Основная заслуга этого человека состояла в том, что он сделал открытие. Доктор Маслеников обнаружил средство для борьбы с онкологическими заболеваниями («симптоматическое средство, облегчающее состояние раковых больных»). Это средство – чага, или березовый гриб. Сотни человек испытали на себе целительное воздействие чаги и были спасены от смертельной болезни. Следует отметить, что доктор Маслеников лечил раковых больных тайно, во внерабочее время (они выстраивались к нему на прием в огромную очередь). Кроме того, Сергей Никитич имел множество «заочных пациентов» (тех, кто не мог приехать в Александров и писал доктору письма с просьбой оказать соответствующую медицинскую помощь). Среди таких пациентов был известный писатель А. И. Солженицын, который заболел раком после репрессии. Позднее он описал метод лечения раковых больных С. Н. Масленикова и его врачебную деятельность в этой области в повести «Раковый корпус». Прошло уже много лет после смерти С. Н. Масленикова. Однако александровцы до сих пор помнят об этом человеке. Интересно то, что возле могилы Сергея Никитича на городском кладбище сами собой выросли из одного корня четыре могучие березы. Завершая обзор этой экспозиции, отмечу, что из семьи Цветаевых репрессиям подверглись: Анастасия Ивановна Цветаева и ее сын Андрей Трухачев, дочь Марины Ивановны Цветаевой Ариадна Эфрон и муж поэтессы – Сергей Эфрон. На экспозиции представлено много фотографий А. И. Цветаевой. В центре зала стоит рояль конца ХIХ века фирмы «Pleiel» (с инкрустацией), некогда принадлежавший Анастасии Ивановне Цветаевой. Знакомство с экспозицией «Александров – столица 101 километра» осуществляется как бы через окна жилого дома, из которых открывается вид на улицы Александрова периода «101 километра». Александровский литературно-художественный музей Марины и Анастасии Цветаевых работает ежедневно, кроме понедельника, с 8.30 до 16.30. Телефон экскурсионного отдела: 8-49244-2-56-93. По музею проводятся экскурсии, в т. ч. индивидуальные. Чтобы быть уверенным в том, что вы попадете на экскурсию, следует заранее позвонить в экскурсионный отдел и договориться о времени ее проведения. Очень содержательные, интересные экскурсии проводит экскурсовод музея Татьяна Сергеевна. Она в совершенстве знает тему и увлеченно доводит до экскурсантов всю необходимую информацию (при этом она не щадит свои силы и не сокращает время экскурсионного обслуживания).
В заключение добавлю, что в музее можно приобрести ряд изданий по вопросам, касающимся деятельности музея. Думаю, что наибольшую ценность представляют следующие буклеты: - «Цветаевы в Александрове» (выпущен музеем в 2007 году); - «Александров – столица 101 километра» (выпущен музеем в 2005 году); - «Венгры в Александрове» (выпущен музеем в 2008 году); - «Земский доктор Сергей Никитич Маслеников» (выпущен музеем в 2004 году).
Музей рукотворного камня ВНИИСИМСа располагается по адресу: г. Александров, ул. Институтская, д. 1 (в здании ВНИИСИМСа). Вход в музей осуществляется через проходную ВНИИСИМСа. Музей открыт в часы работы института: по понедельникам, вторникам, средам, четвергам, пятницам с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00. Вместе с тем, в выходные и праздничные дни возможно экскурсионное обслуживание организованных групп по предварительной договоренности. К этим группам разрешают присоединяться. Контактный телефон: 8-495-993-65-08. Обращаю ваше внимание, что одиночные посетители в этот музей в выходные и праздничные дни попасть не смогут. Это связано с пропускной системой входа в здание ВНИИСИМСа (напомню, музей располагается в его здании). Однако мне это сделать удалось. Я примерно за месяц до приезда в Александров узнала мобильный телефон директора Музея рукотворного камня Ивана Александровича и периодически звонила ему, чтобы получить информацию, запланировано ли на 19 или 20 ноября 2011 года экскурсионное облуживание группы. В конечном итоге я узнала, что ни одной экскурсионной группы в указанные выходные в музее не будет. Вместе с тем, мне удалось уговорить Ивана Александровича организовать для меня, одной, экскурсию по этому музею. Экскурсию провела сотрудница заведения Валентина Витальевна всего за 70 руб. (такова стоимость экскурсионного обслуживания). Я не буду указывать здесь номер мобильного телефона Ивана Александровича (это некорректно). Но для сведения сообщу, что его могут знать сотрудники других александровских музеев (например, музея Марины и Анастасии Цветаевых).
Всесоюзный научно-исследовательский институт синтеза минерального сырья (ВНИИСИМС) был создан в 1950-х годах. Он занимался выращиванием пьезокварца, технического и ювелирного кварца, алмазов и других синтетических кристаллов. Не так давно это предприятие было признано несостоятельным (банкротом).
Кристаллы кварца представляют собой шестигранные призмы, с одного конца увенчанные пирамидальной головкой. Благодаря такому строению кристаллы кварца обладают пьезоэлектрическим свойством, т. е. способностью вибрировать с постоянной частотой при приложении переменного электрического поля. Подробнее остановлюсь на этом явлении. Если сжать пластинку, вырезанную из кристалла кварца, то на ней появится электрический заряд. При растяжении пластинки ее электрический заряд сразу изменит знак с «+» на «–». Теперь поступим следующим образом. Приложим к кварцевой пластинке электрический заряд. В этом случае произойдет обратный процесс: кристалл начнет либо сжиматься, либо растягиваться. Это будет зависеть от знака зарядка. Если же прикладывать к кварцевой пластинке попеременно электрические заряды разных знаков, то пластинка будет то сжиматься, то растягиваться, т. е. начнет совершать колебания, или вибрировать. Таким образом, кристалл кварца может превращать механические колебания в электрические, и наоборот. Пластинки, вырезанные из кристаллов кварца, так называемые пьезокварцы, очень широко применяются в радиотехнике (они поддерживают постоянство частоты приемных и передающих радиостанций), электронике, современных средствах связи и т. д. Кварцевая пластинка, или пьезокварц – неотъемлемая деталь пьезоэлектрических приборов и материалов – генератора, резонатора, фильтра. Еще одно важное свойство кварца – способность пропускать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи. В связи с этим кварц широко применяется в оптических приборах. Следует отметить, что для пьезоэлектрических приборов и материалов, а также для оптических приборов необходимы чистые бездефектные кристаллы кварца (горного хрусталя). Такие кристаллы в природе встречаются редко. Поэтому появилась необходимость выращивания совершенных кристаллов кварца в заводских условиях.
В Музее рукотворного камня представлен лабораторный автоклав (сосуд) для выращивания из раствора (гидротермальным способом) синтетических кристаллов горного хрусталя. Процесс выращивания кристаллов кварца происходил следующим образом. Автоклав разделяли диафрагмой с отверстиями на две камеры: верхнюю и нижнюю. В нижней камере помещалась «корзина» с дробленым природным кварцем (шихтой). В верхней – рамки с подвешенными на них затравочными пластинами (вырезанными из кристаллов кварца). Кварц заливали водным раствором щелочи и нагревали до 400 градусов. Еще одно условие, необходимое для выращивания кристаллов кварца, – высокое давление (около 1000 атмосфер). Под воздействием высоких температур шихта растворялась, и образовывался кремнеземный раствор. Следует отметить, что в нижней камере температура была примерно на 30 градусов выше, чем в верхней камере. В результате перепада температур горячие и потому более легкие потоки кремнеземного раствора через отверстия в диафрагме поступали в верхнюю часть автоклава, к затравочным пластинам. Там они остывали и оседали на затравках (так происходил рост синтетических кристаллов кварца). Холодный высокоплотный раствор, также через отверстия в диафрагме, опускался вниз. Цикл повторялся до полного переноса вещества шихты на затравки. Отмечу, что рост 2-3 кг кристаллов синтетического кварца осуществлялся в течение 2-3 месяцев.
Синтетические кристаллы кварца нашли применение не только в областях высоких технологий, но и в ювелирном производстве. Перечислю некоторые ювелирные разновидности кварца: - прозрачный горный хрусталь (бывает как натурального, так и синтетического происхождения); - желтый цитрин (бывает как натурального, так и синтетического происхождения); - фиолетовый аметист (бывает как натурального, так и синтетического происхождения); - синий перунит (бывает только синтетического происхождения); - зеленый празиолит (получается прокаливанием цитрина или аметиста). Синтетический горный хрусталь в ювелирном производстве используется реже, чем выращенные цветные разновидности кварца. Самыми ценными ювелирными разновидностями кварца являются цитрин и аметист. Цитрин можно вырастить гидротермальным методом, добавив в кремнеземный раствор соединения железа. Синтетический аметист получается путем облучения выращенных кристаллов цитрина. Аметист широко используется для украшения окладов к иконам, крестов, одежды священнослужителей. Это камень мудрости и понимания, символ искренности и чистосердечия. Перунит – это выращенные кристаллы горного хрусталя, окрашенные в синий цвет соединениями кобальта. Празиолит представляет собой термически обработанный цитрин или аметист. Из ювелирных разновидностей кварца изготавливают бусы, серьги, браслеты и т. д.
Следует остановиться еще на одном виде деятельности ВНИИСИМСа – получении расплавным способом синтетических технических алмазов. Выращивание кристалла алмаза осуществлялось из раствора графита в металлах-растворителях при сверхвысоких давлении и температуре. Синтетические алмазы благодаря их высокой прочности используются в абразивном, режущем и буровом инструменте.
Кроме того, ВНИИСИМС занимался выращиванием асбеста (это шелковистый и волокнистый, широко распространенный в практической деятельности человека минерал), искусственного камня фианита (используемого в ювелирном производстве), граната (применяемого в ювелирном производстве и в медицине), малахита, опала и др. Образцы этих и других кристаллов, выращенных в лабораториях ВНИИСИМСа, представлены в Музее рукотворного камня.
Наряду с синтетическими кристаллами, здесь можно увидеть образцы минералов и горных пород, в т. ч. кальцит, пещерный коралл, нефрит, берилл, топаз, яшму; гранит, мрамор и т. д.
В магазинчике при этом музее продаются ювелирные изделия и сувениры, изготовленные из синтетических кристаллов и природных камней-самоцветов. Я приобрела здесь бусы из кристаллов цитрина, выращенных во ВНИИСИМСе, стоимостью 600 руб.
Покидая Александров, я обратила внимание на комплекс построек железнодорожной станции Александров I. Это, прежде всего, здание железнодорожного вокзала начала ХХ века и церковь Серафима Саровского начала ХХ века.
Здание железнодорожного вокзала начала ХХ века (г. Александров, Комсомольская площадь) представляет собой прямоугольную в плане двухэтажную постройку из кирпича с двумя одноэтажными боковыми частями. Центральный объем этого здания и его боковые части украшены фронтонами (имеют треугольные завершения).
Церковь Серафима Саровского начала ХХ века (г. Александров, ул. Вокзальная, д. 12) представляет собой одноглавое сооружение из красного кирпича, к которому пристроены два придела с малыми главками. Главная святыня часовни – частичка мощей преподобного Серафима Саровского.
Перед зданием александровского железнодорожного вокзала, на Комсомольской площади, в 1970-х годах был установлен памятник александровцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Он представляет собой скульптурное изображение солдат, идущих в атаку.
На этом я хочу закончить свой отчет о поездке в Александров и знакомстве с его достопримечательностями. А сейчас мне остается только поблагодарить за внимание всех, кто дочитал до конца этот текст.
Ирина Петровна, ноябрь 2011
|